Бывший супруг продал квартиру, купленную в браке

Имущество, которое было приобретено в браке, даже если оно оформлено на одного из супругов, является совместным имуществом.

Разделить совместное имущество, супруги могут как в период брака, так и после его расторжения. К сожалению, не все бывшие супруги хотят делить поровну то, что было оформлено на их имя, поэтому в суде много споров о признании недействительными сделок и взыскании денежных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Общим имуществом супругов являются, в том числе, приобретенные за счет общих доходов супругов недвижимые вещи и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо оттого, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (п. 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 (в ред. от 6 февраля 2007 г.) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п.п. 1 и 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу статей 128, 129, п.п. 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим имущества.

Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации статьей 254 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость имущества, подлежащего разделу, определяется на время рассмотрения дела.

Если квартира была приобретена в период брака, а между супругами не был заключен брачный договор, то она является совместной собственностью супругов.

Расторжение брака между супругами не меняет режима совместной собственности имущества, поэтому разделить его можно как в браке, так и после его расторжения.

Бывший супруг, на имя которого была зарегистрирована квартира, продав ее, должен будет возместить второму супругу неосновательное обогащение в размере ½ доли от полученной по договору купли-продажи квартиры денежной суммы.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (п. 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ).

С иском о взыскании неосновательного обогащения обращается тот супруг, которого оставили и без квартиры и без денег. Исковое заявление подается по месту жительства ответчика. Госпошлина за подачу в суд иска оплачивается исходя из цены иска (стоимости денежных средств, подлежащих взысканию).