Что изменилось в законодательстве о ЖКХ в 2017 году

  1. Изменилась структура платы за жилое помещение

В состав платы за содержание жилого помещения, как для собственников, так и для нанимателей жилого помещения с 1 января 2017 года включаются:

– расходы на оплату холодной воды,

– горячей воды, электрической энергии,

– тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме,

– расходы на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с 1 января 2017 года формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, и включает в себя плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий 3 календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.

Начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в 2016 году

(Федеральный закон от 30.03.2016 № 73-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

  1. Введен порядок определения размера платы за потребленную горячую, холодную воду, электрическую и тепловую энергию.

С 1 января 2017 года введен новый порядок определения размера платы за потребленную горячую, холодную воду, электрическую и тепловую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме

Органы государственной власти субъектов РФ не позднее 1 июня 2017 года утверждают нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В случае включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, размер таких расходов определяется в порядке, установленном для определения размера платы за содержание общего имущества.

Органам государственной власти субъектов РФ, кроме того, поручается до 11 января 2017 года опубликовать в официальных печатных СМИ, а также разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” информацию о продолжительности отопительного периода, которая была использована для определения в установленном порядке нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

(Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498)

  1. Требования к установлению размера платы за наем жилого помещения

С 1 января 2017 года действует формула расчета размера платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Формула включает в себя такие компоненты, как базовый размер платы за наем жилого помещения; коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома; коэффициент соответствия платы; общая площадь предоставленного жилого помещения.

Величина коэффициента соответствия платы устанавливается органом местного самоуправления исходя из социально-экономических условий в данном муниципальном образовании. Указанный коэффициент является единым для всех граждан, проживающих в данном муниципальном образовании, и может отличаться лишь для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

С 1 января 2017 года устанавливаются также формулы расчета базового размера платы за наем жилого помещения и коэффициента, характеризующего его качество и благоустройство.

(Приказ Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр).

  1. Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

14 марта 2017 года вступили в силу отдельные акты Правительства РФ, касающиеся предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Новые требования по обращению с ТКО определяют:

– правила оказания услуги по обращению с ТКО;

– порядок установления платы (повышающего коэффициента к установленному размеру платы) за коммунальную услугу по обращению с ТКО;

– порядок заключения и содержание договора о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Региональные стандарты стоимости жилищно- коммунальных услуг устанавливаются, в том числе, в зависимости от размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а места накопления ТКО включены в перечень имущества общего пользования, подлежащего содержанию собственниками помещений.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов исключается из состава содержания имущества общего пользования собственников помещений.

Указанные изменения (за исключением некоторых положений) применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

  1. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг возможно лишь в исключительных случаях.

27 июня 2017 года было опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Согласно позиции высшего суда, наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения ее предоставления.

Верховный Суд РФ пояснил, что действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

Верховным Судом РФ проанализированы также процессуальные вопросы, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок внесения платы и меры социальной поддержки.

В Постановлении указано:

– споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей 500 тыс. рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства);

– к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права;

– при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта);

– поскольку поднаниматели жилого помещения и временные жильцы не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг им не предоставляется;

– при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры, болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Адвокат Жмурко Светлана Евгеньевна

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08