Договор найма и договор безвозмездного пользования жилым помещением

Договор найма жилого помещения.

Для договора найма жилого помещения обязательна письменная форма (п. 1 ст. 674 ГК РФ).

Требование о государственной регистрации договора найма законом не установлено, однако регистрации подлежит ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма, заключенного на срок не менее года. Заявление о регистрации ограничения (обременения) права собственности подается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (Росреестр), не позднее чем через месяц со дня заключения договора (п. 2 ст. 674 ГК РФ; ст. 51 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

За несоблюдение срока подачи заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающего на основании договора найма жилого помещения, заключенного на срок не менее года, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. (ч. 1, 2 ст. 19.21 КоАП РФ).

Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре найма не определен срок, договор считается заключенным на пять лет (ст. 683 ГК РФ).

Расторжение договора найма жилья имеет свои особенности регулирования в пользу нанимателя как наименее защищенной стороны.

По желанию нанимателя договор найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время. Для этого достаточно только согласия других граждан, постоянно проживающих с ним, и письменного предупреждения наймодателя за три месяца (п. 1 ст. 687 ГК РФ).

По требованию наймодателя договор найма жилого помещения может быть расторгнут только в судебном порядке и только в следующих случаях:

– невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме (до одного года) в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа;

– разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;

– использования жилого помещения не по назначению либо систематического нарушения прав и интересов соседей нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает (п. 2 ст. 687 ГК РФ).

Основные отличия договора безвозмездного пользования жилым помещением от договора найма жилого помещения:

1. Срок договора

Договор найма может быть заключен на срок до пяти лет (п. 1 ст. 683 ГК РФ).

Договор безвозмездного пользования может быть заключен на любой срок (п. 2 ст. 689, п. 1 ст. 610 ГК РФ). В случае заключения такого договора с многодетными семьями срок договора составляет пять лет с правом его заключения на новый срок на период до достижения младшим ребенком в семье возраста 16 лет (если он обучается в общеобразовательном учреждении – 18 лет) (п. 11.4 Постановления N 248-ПП).

2. Преимущественное право на заключение договора на новый срок

По окончании срока найма наниматель имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок (ст. 684 ГК РФ).

По окончании срока договора безвозмездного пользования временный жилец не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок.

3. Порядок расторжения договора

Договор найма может быть расторгнут по требованию нанимателя в любое время с обязательным уведомлением наймодателя в письменной форме о расторжении договора за три месяца до даты расторжения, а по требованию наймодателя – только в судебном порядке в предусмотренных законом случаях. Также договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в предусмотренных законом случаях (п. п. 1, 2, 3 ст. 687 ГК РФ).

Если договор безвозмездного пользования бессрочный, то каждая из сторон вправе в любой момент отказаться от договора, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Если договор безвозмездного пользования заключен на определенный срок, то ссудополучатель в таком же порядке вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено этим договором (ст. 699 ГК РФ); каждая из сторон вправе потребовать досрочного расторжения договора в случаях, предусмотренных законом (ст. 698 ГК РФ).

4. Распределение обязанностей по ремонту жилого помещения

Текущий ремонт жилого помещения проводит наниматель, капитальный ремонт – наймодатель, если иное не предусмотрено договором (ст. 681 ГК РФ).

Текущий и капитальный ремонт проводит ссудополучатель, если иное не предусмотрено договором (ст. 695 ГК РФ).

Адвокат Жмурко Светлана Евгеньевна