Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка является базой для расчета земельного налога, поэтому чем выше кадастровая стоимость, тем больше размер земельного налога.

Оспорить кадастровую стоимость можно двумя способами:

  1. Обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
  2. Обращение в суд.

Способ 1: Обращение в комиссию.

Физические лица, в отличие от организаций, могут не обращаться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а отправляться сразу в суд. Однако, лучше в комиссию все же обратиться, т.к. при получении положительно решения, можно будет избежать суда.

Гражданин, который считает, что кадастровая стоимость его земельного участка завышена обращается с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

— кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

— отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

— положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов, комиссией к рассмотрению не принимается.

Комиссия рассматривает заявление в течение месяца с даты обращения с заявлением и выносит по нему решение.

Если решение будет отрицательным, то следующим шагом будет обращение в суд.

Способ 2: Обращение в суд.

Для обращения в суд нужно подготовить исковое заявление и собрать пакет документов, идентичный тому, который мы готовили для обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Начиная с 15 сентября 2015 года обратившийся в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, именуется административным истцом, а само дело будет рассматриваться по правилам нового кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости” разъяснены наиболее важные вопросы, которые могут возникнуть у лиц, оспаривающих кадастровую стоимость своего имущества, а также у суда, при рассмотрении данной категории дел.

Верховный Суд, в частности, указал, что лица, участвующие в деле о пересмотре кадастровой стоимости, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Стороны вправе урегулировать спор о пересмотре кадастровой стоимости, заключив соглашение о примирении, которое должно содержать условия примирения, а также порядок распределения судебных расходов.

Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 30.06.2015 года № 28 при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Если кадастровая стоимость земельного участка или другого имущества рассчитана неверно, например, из – за неправильных сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ГКН), то это повод для обращения в суд с иском для исправления ошибок в ГКН и оспаривании кадастровой стоимости. При этом, выставленный к оплате налог нужно уплатить. Во-первых срок уплаты пропускать нельзя, а то будут выставлены пени. Во-вторых, свою правоту еще предстоит отстоять в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде.

Сведения о проданных земельных участках и другом имуществе передаются в налоговую службу. Однако, если уведомление об уплате земельного налога пришло, а имущество не принадлежит вам уже давно, то нужно самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию и предоставить копию договора купли-продажи с отметкой о переходе права собственности.

Важно убедиться, что заключенный договор купли-продажи прошел процедуру регистрации перехода права собственности в Росреестре. Ведь если регистрация не состоялась, то право собственности к покупателю не перешло, а значит, имущество по прежнему принадлежит продавцу и именно он должен платить налог.

Кто имеет право на льготы по земельному налогу

Налогоплательщиками по налогу на имущество признаются физлица — собственники имущества, являющегося объектом обложения.

К такому имуществу относятся жилые дома, (в том числе жилые строения, расположенные, например, на дачных участках жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи и иные здания, строения, сооружения и помещения. Кроме того, с указанной даты в качестве объектов налогообложения выступают машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства.

Право на налоговые льготы при уплате налога на имущество физических лиц установлены п. 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой льготы имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Если право на получение льготы возникло впервые и в налоговой инспекции нет сведений и документов, подтверждающих право на такую льготу, то лицо, имеющее право на налоговую льготу, должен подать в налоговый орган заявление о предоставлении льгот и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы.

Кроме того, на сайте ФНС России можно скачать бланк уведомления, который нужно направить в адрес налогового органа до 1 ноября 2015 года. В уведомлении нужно указать один объект налогообложения, в отношении которого налогоплательщик хочет применить льготу по налогу на имущество физических лиц.

Льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого из следующих видов недвижимого имущества:

– квартира или комната;

жилой дом;

– творческая мастерская, ателье, студия и т.п.;

– хозяйственное строение или сооружение не более 50 кв. м, расположенные на садовых и – дачных участках;

гараж или машиноместо.

При наличии в собственности нескольких объектов недвижимости одного вида, например, две квартиры, налогоплательщик может выбрать тот объект, в отношении которого будет применяться льгота. Если же налогоплательщик владеет недвижимостью разных видов (например, жилой дом и гараж), то он имеет право заявить о льготном налогообложении обоих объектов.

Если налогоплательщик, имеющий право на льготу по налогу на имущество физлиц, не подаст уведомление до 1 ноября 2015 года, он вправе сделать это в следующем году для его учета при расчете суммы налога в 2017 году. При этом за 2015 год льгота будет предоставлена в отношении объекта с максимальной суммой налога.

Льготы по земельному налогу делятся на три вида:

  1. освобождение от уплаты земельного налога для отдельных категорий граждан;
  2. уменьшение налоговой базы на 10 000 руб. для отдельных категорий граждан;
  3. льготы, которые устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Полностью освобождены от земельного налога лишь лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Некоторые категории граждан имеют право на уменьшение налоговой базы на 10 000 рублей. К данной категории относятся:

— Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

— инвалидов I и II группы;

— инвалидов с детства;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС);

— физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

В дополнение к этому, например, в городе Москве предоставляются в виде дополнительного уменьшения (помимо федеральных льгот) налоговой базы на одного налогоплательщика на 1 млн. руб. в отношении следующих категорий лиц:

— инвалидов I, II групп, инвалидов детства;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС);

— физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

— одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Пример расчета льготы по земельному налогу:

Гражданин имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения дачного хозяйства, расположенный в Москве. Кадастровая стоимость земельного участка 3 000 000 руб.

Сумма земельного налога в 2015 г. составит 750 руб. (3 000 000 руб. х 0,025%).

Если собственник земельного участка является инвалидом I группы, то сумма земельного налога в 2015 г. составит 497,50 руб. ((3 000 000 руб. — 10 000 руб. — 1 000 000 руб.) х 0,025%).

Для получения льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (10 000 руб.), налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие право на получение льготы по земельному налогу.

Например, человек, являющийся инвалидом, представляет справку государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую наличие у него определенной группы инвалидности (справка об инвалидности).

Налогоплательщики вправе представить документы, подтверждающие их право на льготы по земельному налогу, в течение трех лет, начиная с момента возникновения права на льготы, с последующим осуществлением зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога.

Для возврата излишне уплаченного земельного налога налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган с письменным заявлением. Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченного налога.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления, а сам возврат налога произведен в месячный срок со дня получения заявления.

Что делать, если уведомление об уплате земельного налога не приходит

С 1 января 2015 г. введена новая обязанность физлиц – сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в том случае, если уведомление об уплате налога не приходят. Обязанность установлена п. 2.1. статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 2.1. статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики – физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Сообщение в налоговый орган необходимо направить не позднее 30 декабря года, следующего за годом приобретения объекта.

Если до 2017 года за непредставление сведений о наличии недвижимого имущества не предусмотрено никакой ответственности, то с 1 января 2017 года за несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту недвижимости (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

 

Адвокат Светлана Жмурко

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08