Может ли человек, работающий по трудовому договору, стать самозанятым

Даже если гражданин РФ работает по трудовому договору, то он вправе зарегистрироваться в качестве самозанятого и трудиться еще и в нерабочее время.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее – Закон № 422-ФЗ) применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

На основании ч. 6 ст. 2 Закона № 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Законом № 422-ФЗ установлены ограничения на применение данного специального налогового режима.

Например, в п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ указано, что не признаются объектом налогообложения доходы, получаемые в рамках трудовых отношений.

Однако если гражданин будет получать доход от выполнения определенных работ или оказания услуг не в рамках трудовых отношений, запрета в законе нет.

В Законе № 422-ФЗ отсутствует запрет на применение физическим лицом специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», если он работает по трудовому договору у работодателя.

В Письме Минфина России от 01.02.2019 № 03-11-11/5884 разъяснено, что законодательство РФ не предусматривает запрета на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц, заключивших трудовой договор с юридическим лицом, при условии, что это юридическое лицо не является заказчиком услуг (работ) по гражданско-правовому договору для указанных физических лиц либо не являлось их работодателем менее двух лет назад.

Следовательно, если гражданин РФ работает по трудовому договору в организации в г. Москве, то он вправе зарегистрироваться в качестве самозанятого и выполнять работы или оказывать услуги физическим лицам в нерабочее время.