Недостойные наследники

Общие принципы наследования и исключение из правил
Наследование имущества может осуществляться как по закону, так и по завещанию. Если наследодатель не составил при жизни завещания, то после его смерти наследниками первой очереди будут дети, супруг и родители.
По общему правилу, имущество ими наследуется в равных долях.
Но из этого правила есть исключения, человек, являющийся по закону или по завещанию наследником имущества умершего, может лишиться наследства.

Недостойные наследники
Статья 1117 Гражданского кодекса РФ указывает, что не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.

Только умышленные действия ведут к отстранению от наследования
Противоправные действия в отношении наследодателя или кого-либо из наследников могут быть только умышленными. Неосторожные действия наследника, повлекшие, например, смерть наследодателя, не служат препятствием для призвания к наследству.

Граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.

Кто не может быть наследником
Не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.

По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

Лицо, не имеющее права наследовать или отстраненное от наследования на основании закона (недостойный наследник), обязано возвратить все имущество, неосновательно полученное им из состава наследства.

Не платишь алименты? Останешься без наследства.
Судом могут также быть отстранены от наследования граждане, злостно уклоняющиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

Обязанность по содержанию наследодателя возникает у наследника в силу алиментного обязательства. Алиментные обязательства (алименты) могут устанавливаться между:

• родителями и детьми (статья 80, 88 Семейного кодекса РФ),
  • супругами (статья 89 Семейного кодекса РФ),
  • братьями (сестрами) (статья 93 СК РФ),
  • дедушками (бабушками) и внуками (статья 94, 95 Семейного кодекса РФ,
  • пасынками (падчерицами) и отчимом (мачехой) (статья 97 СК РФ),

которые являются наследниками по закону.

Факт злостного уклонения наследника от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя может подтверждаться приговором суда (ст. 157 Уголовного кодекса РФ), решением суда об ответственности за несвоевременную уплату алиментов (ст. 115 Семейного кодекса РФ) и другими доказательствами.

Обращение в суд с иском об устранении от наследования
Иск об устранении от наследования может быть подан только заинтересованным лицом – наследником по закону.

Эти же правила распространяются на наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве.

Наследник утрачивает право на наследство только тогда, когда обстоятельства, являющиеся основанием к устранению от наследства, будут подтверждены либо приговором суда по уголовному делу, либо судебным решением по гражданскому делу.