Новый закон о сносе самовольных построек

04 августа 2018 года вступил в силу новый закон о сносе самовольных построек – Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ.

Основной идеей нового закона является защита прав добросовестных владельцев недвижимости.

В частности, если собственник постройки не знал и не мог знать о том, что в отношении его земельного участка действуют ограничения по возведению таких построек, то он может рассчитывать, что его дом не снесут.

Новый закон существенно расширил понятие самовольной постройки. Теперь самовольной признается та постройка, которая возведена с нарушением правил, установленных на дату начала ее возведения и являющихся действующими на дату ее обнаружения.

Новый закон внес альтернативный вариант ответственности за самовольное строительство, не связанный с обязательным сносом постройки – приведение объекта в соответствии с установленными требованиями.

Снос самовольной постройки осуществляется двумя путями:

1. по решению органа местного самоуправления – в случае, если самовольная постройка находится в охранной зоне или отсутствует разрешение на строительство;
  2. на основании решения суда.

В новой редакции статьи 222 ГК РФ указано, что органы местного самоуправления в ряде случаев не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки:

– если право на такую постройку зарегистрировано в ЕГРН;

– право собственности на такую постройку признано судом в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ;

-в отношении такой постройки ранее судом было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки;

– в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Новым правилами о сносе самовольных построек введены минимальные и максимальные сроки сноса самовольных построек (от трех месяцев до года).

Владельцы недвижимости получили отсрочку для приведения своих построек в соответствие с действующими нормами. Срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки и составляет от шести месяцев и до трех лет.