Покупатель участка под ИЖС будет платить двойной налог

10 февраля 2017 года Госдумой РФ был принят в первом чтении законопроект (№27073-7), о повышающих коэффициентах земельного налога для объектов незавершенного жилищного строительства. Под действие нового закона попадают юридические лица – застройщики, а также физические лица – собственники земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

В новом законе прямо указано, что садоводов и дачников он не коснется.

Нормами законопроекта предлагается внести изменения в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нововведения коснутся земельных участков, находящихся в собственности физических лиц и (или) организаций, на которых в соответствии с разрешенным использованием предусматривается жилищное строительство и ли индивидуальное жилищное строительство. Исчисление суммы земельного налога в отношении таких земельных участков будет производиться с учетом повышающего коэффициента.

Появление этого законопроекта вызвано тем, что владельцы жилых домов не спешат вводить их в эксплуатацию и регистрировать.

Законопроект корректирует порядок применения коэффициентов исчисления суммы земельного налога, с учетом сроков и видов жилищного строительства, определяемых градостроительным законодательством.

Законопроектом устанавливается, что исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, начиная с месяца внесения в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка, предусматривающего жилищное строительство. Если после этого периода дом не будет зарегистрирован, то коэффициент налога увеличивается вдвое.

Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок, вплоть до месяца государственной регистрации прав на построенный жилой дом или месяца получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию либо месяца утверждения проекта планировки территории.

На участки под ИЖС налог будет начисляться с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок, до тех пор, пока дом не будет зарегистрирован.

В отношении земельных участков, находящихся в собственности физических лиц, на которых предусматривается индивидуальное жилищное строительство, согласно законопроекту, налог будет начисляться с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок вплоть до месяца государственной регистрации прав на построенный индивидуальный жилой дом.

Напомним, что с 2005 года в Налоговом кодексе РФ действует статья 396, которой предусмотрено исчисление земельного налога с двойным коэффициентом по земельному налогу для участков под ИЖС.

Теперь же, в соответствии с законопроектом, будет предусмотрено, что переход права собственности на земельный участок к другому лицу, раздел земельного участка, выдел или объединение земельных участков не прерывают течение сроков.

Таким образом, покупатель земельного участка, предназначенного под ИЖС, если на таком участке есть недостроенный дом, не прошедший государственную регистрацию, должен знать, что от прежнего владельца к нему может перейти обязанность по уплате земельного налога с двойным коэффициентом.