Разъяснение решения суда

Каждая судебная тяжба заканчивается вынесением судебного акта. Это может быть решение суда, или определение, например, об оставлении искового заявления без рассмотрения.

Для исполнения решения суда, истец получает в суде первой инстанции исполнительный лист. В исполнительном листе указывается, кто является исполнителем требования (должником) и конкретные действия, которые ответчику по гражданскому делу надлежит исполнить. В том случае, если решение суда изложено таким образом, что неясно, как его исполнять, истец (взыскатель) или судебный пристав – исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда.

Заявление о разъяснении решения суда может быть подано в суд, который вынес решение в том случае, если оно изложено неясно настолько, что его невозможно исполнить.
Право на обращение в суд с заявлением о разъяснении решения суда предусмотрено частью 1 статьи 202 ГПК РФ. Данная норма, устанавливая порядок и условия разъяснения решения суда в тех случаях, когда оно содержит неясности, затрудняющие его реализацию, не предполагает ее произвольного применения и является дополнительной гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 “О судебном решении” указано, что поскольку статья 202 ГПК РФ предоставляет суду возможность разъяснить решение, не изменяя его содержания, суд не может под видом разъяснения изменить, хотя бы частично, существо решения, а должен только изложить его же в более полной и ясной форме.

В суд с заявлением о разъяснении решения суда вправе обратиться:
1. Лица, участвующие в деле (истец, ответчик, третье лицо),
2. Судебный пристав- исполнитель.

Суд, вынося определение о разъяснении решения суда не вправе изменять содержание решения.
Разъяснение решения суда возможно, если оно еще не было исполнено и не истек срок для его исполнения.

Вопрос о разъяснении решения суда решается в судебном заседании, куда повестками вызываются стороны по делу, а также судебный пристав – исполнитель, в чьем производстве находится исполнительный лист по данному гражданскому делу.
Если заинтересованные лица не явились на судебное заседание по заявлению о пересмотре решения суда, суд рассматривает заявление в их отсутствие.
Определение о разъяснении решения суда или определение об отказе в разъяснении решения суда может быть обжаловано, путем обращения в суд апелляционной инстанции с частной жалобой.