Брачный договор

Что такое брачный договор
Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
Иными словами, брачным договором супруги определяют судьбу своего имущества, которое они уже имеют или будут иметь в будущем.

Брачный договор определяет, кому достанется нажитое имущество
Брачным договором супруги вправе установить, что их имущество является совместной собственностью, долевой или раздельной. Любое из этих решений может быть принято в отношении всего имущества, либо его отдельных видов.
Супруги, признавая имущество совместной собственностью, устанавливают, что распоряжаться будут вещами сообща (при совершении сделки одним из супругов, предполагается согласие второго).

Даже заключая брачный договор, можно поделить имущество поровну
Для того, чтобы имущество находилось в совместной собственности супругов, вовсе не обязательно заключать брачный договор.
В силу норм Семейного кодекса РФ, все имущество супругов, приобретенное ими в браке, является их совместной собственностью.
При долевой собственности на имущество (плоды, продукция и доходы от использования имущества) поступают в состав общего имущества, и распределяется соразмерно долям.
По закону, участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества, либо выплаты ему стоимости его доли.
Раздельная собственность на имущество дает ее собственнику право распоряжаться им по своему усмотрению, не испрашивая согласия супруга при совершении любых сделок.

Образец брачного договора >>>

Брачный договор определяет как и кто из супругов будет зарабатывать деньги и их тратить
Кроме вопросов, касающихся режима имущества супругов, в брачном договоре можно определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из супругов семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.
Любые положения договора могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или не наступления определенных условий. Например, в договоре может быть предусмотрено, что имущество супругов является их совместной собственностью, а в случае развода делится пополам.

Чего нельзя указывать в брачном договоре
Закон запрещает ограничивать брачным договором правоспособность и дееспособность супругов. Например, нельзя записывать в договоре, что супруг не имеет право работать, принимать наследство или ходить по магазинам.
Семейный кодекс РФ устанавливает, что договор не может регулировать личные неимущественные отношения между супругами, т.е. отношения, лишенные материального содержания: выбор фамилии, выбор места жительства, право расторгнуть брак.
Брачный договор не может содержать положений, касающихся прав и обязанностей супругов в отношении детей, включая определение, с кем из родителей остаются дети в случае развода.
Договор не может содержать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания – все эти вопросы детально регламентированы законом.

Основания для признания брачного договора недействительным
Существует несколько оснований для признания брачного договора недействительным:
1. При признании брака недействительным. При этом к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса РФ о долевой собственности. Однако суд вправе при разделе совместно приобретенного имущества, учитывая интересы добросовестного супруга, признать его не долевой, а совместной собственностью.
2. Договор может быть признан недействительным полностью или частично, если он содержит условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.
3. По основаниям, указанным Гражданским кодексом РФ:
– не соответствие договора закону;
– когда цель заключения договора противоречит основам правопорядка и нравственности;
– если он заключен лишь для вида или с целью прикрыть другую сделку;
– если один из супругов признан недееспособным или ограничен судом в дееспособности;
– если при заключении договора один из супругов был неспособен понимать значение своих действий или заблуждался, подписал договор под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств.