Судебная практика: Сервитут

Одно садоводческое некоммерческое товарищество (далее – СНТ-1), интересы которого я представляла, обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к соседнему СНТ (далее – СНТ-2) об установлении сервитута для прохода и проезда членами СНТ -1 через земельный участок, принадлежащий СНТ-2, по фактически существующей дороге.
В обоснование своего иска, СНТ-1, ссылался на то, что в начале 90-х годов, органом местного самоуправления, ему был выделен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок. Этот земельный участок, выделенный для СНТ-1, с одной стороны граничил с лесом, с другой стороны, с СНТ-2. Проезда к шоссе в виде отдельной дороги, выделено не было.
Территория ответчика непосредственно примыкала к шоссе.
После выделения земельных участков под СНТ-1 и СНТ-2, его членами за свой счет была проложена дорога от шоссе, по территории СНТ-2, до СНТ-1. Садоводы обоих товариществ ею пользовались на протяжении многих лет (прошло более 15 лет).
Однако, начиная с 2006 года, СНТ-2 начал чинить препятствия в пользовании дорогой членам СНТ-1: предпринята попытка установить заграждение.
Арбитражным судом было рассмотрено данное дело, заслушаны представители сторон, изучены материалы дела и постановлено решение.
Суд установил сервитут для прохода и проезда членам СНТ-1, через земельный участок СНТ -2, по фактически существующей дороге.
Суд также обязал СНТ-2 не препятствовать проходу и проезду членов СНТ-1 к своим участкам.
Вынося решение, суд руководствовался следующими нормами закона.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (пункт 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (пункт 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (пункт 4 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 4 статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 года №66-ФЗ следует, что садоводческое некоммерческое товарищество вправе обращаться с требованием об установлении сервитута, поскольку товарищество владеет землями общего пользования, которые предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.
Суд уделил особое внимание тому факту, что иной дороги, кроме как через территорию СНТ-2 нет, и провести ее практически невозможно.
Не согласившись с решением суда, представитель СНТ-2, обратился с апелляционной жалобой.
Но апелляционный суд, рассмотрев жалобу, постановил, решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы, запись на прием по телефону: 8(495) 998-58-08

Внимание! Копирование материалов с этого сайта разрешено только при условии указания гиперссылки на https://www.ya-advokat.ru/