Что делать, если наследство на дачу не оформили вовремя

Под оформлением дачи после открытия наследства мы понимаем обращение к нотариусу в шестимесячный срок. Если в установленный срок к нотариусу никто из наследников не обратился и документы на земельный участок и дачный дом не переоформил, то, скорее всего, решать этот вопрос придется в судебном порядке.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствие с ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Если наследник принял, хотя бы часть наследства, то это означает, что он принял его полностью, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно ни находилось.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.

Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

Действия по принятию наследства необходимо совершить в течение 6 месяцев с момента смерти наследодателя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

– вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

– принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

– произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

– оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В качестве действий, свидетельствующих о принятии наследства, также могут выступать:

– вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания),

– обработка наследником земельного участка,

– подача в суд заявления о защите своих наследственных прав,

– обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя,

– осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ,

– иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.

Указанные действия должны быть совершены в течение срока шестимесячного срока принятия наследства.

Как указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.

Итак, что делать, если дачу, доставшуюся в наследство, не оформили вовремя:

1. Необходимо подготовить доказательства того, что вы фактически приняли наследство.
  2. Обратитесь к нотариусу с заявлением о принятии наследства и приложите доказательства фактического принятия наследства.
  3. Если доказательств нотариусу покажется недостаточно, а скорее всего так и будет, то в нотариальной конторе получаете постановление об отказе в совершении нотариальных действий.
  4. Составляете сами или с помощью адвоката заявление об установлении факта принятия наследства или исковое заявление о признании права собственности на наследственное имущество.

После вступления в силу решения суда, можно регистрировать свое право на земельный участок и дачный дом.

Напоминаем, что земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачивается наследником не с момента оформления своего права на имущество, а с момента открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя.