Как защитить квартиру от мошенничества с электронными подписями

13 августа 2019 года вступил в силу закон*, который защищает собственников имущества (квартир, жилых домов, земельных участков и др.) от мошенничества с электронными подписями.

С этой даты, чтобы была возможность продать квартиру или другое имущество с использованием электронной подписи, ее владелец до совершения сделки, должен обратиться с заявлением. Заявление о возможности в дальнейшем использовать электронную подпись или представлять документы в форме электронных документов, должен подать собственник квартиры лично или через представителя, действующего по нотариально оформленной доверенности.

Запись об этом вносится в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления данного заявления.

Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть представлено как в отношении одновременно всех объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за физическим лицом, так и в отношении любого из них.

Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется собственником имущества в орган регистрации прав в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения или почтового отправления.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости записи о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, является основанием для возврата без рассмотрения заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на соответствующий объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Орган регистрации прав обязан уведомить физическое лицо, за которым в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, о возврате указанного заявления с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты, по которым осуществляется связь с таким физическим лицом.

С 1 ноября 2019 года орган регистрации прав в день поступления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомляет собственника имущества, право которого зарегистрировано в ЕГРН, об указанном заявлении в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Ранее поданное заявление о возможности регистрации сделки на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью можно отозвать:

1) заявлением собственника имущества, об отзыве ранее представленного заявления о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;

2) вступившим в законную силу решением суда.

*Федеральный закон от 02.08.2019 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости».

Адвокат Светлана Евгеньевна Жмурко

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08