Может ли гражданин Украины стать самозанятым в России?

Специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход (для самозанятых) действует в г. Москве с 01.01.2019 согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Закон N 422-ФЗ).

Если местом ведения деятельности является территория г. Москвы, то физическое лицо вправе применять данный спецрежим (ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

В ст. 2 Закона № 422-ФЗ не говорится о гражданстве физических лиц, которые могут применять данный налоговый режим.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 422-ФЗ физические лица, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве самозанятых.

Граждане других государств (за исключением Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана) не смогут встать на учет в качестве самозанятых.

В ч. 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ сказано, что постановке на налоговый учет подлежат граждане России и граждане других государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), к которым согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) относятся Белоруссия, Казахстан, Армения и Кыргызстан.

Не смогут встать на учет в налоговом органе в качестве самозанятых и перейти на уплату налога на профессиональный доход даже те граждане других государств, кто имеет разрешение на временное проживание в РФ и вид на жительство в РФ.

Следовательно, применение налога на профессиональный доход иностранными гражданами, не являющимися гражданами государств – членов ЕАЭС, законом не предусмотрено.

Таким образом, граждане Украины даже с разрешением на временное проживание в РФ и видом на жительство в РФ оформиться в статусе самозанятых не могут.