Можно ли занять соседний участок, которым никто не пользуется

– Это участок ничей, им никто не пользуется. Можно его занять?

– Нет, нельзя.

Во-первых, ничьей земли не бывает. Во-вторых, земельный участок можно занять только при условии, если вам его предоставили или вы его купили, получили в дар или по наследству. Во всех остальных случаях, занятие чужого земельного участка, будет расценено как самозахват.

Самовольное занятие земельного участка – это пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка.

В любой момент, если появится реальный собственник участка или его наследники, вас попросят освободить землю. Все затраты, которые будут произведены за время пользование участком, никто компенсировать незаконному владельцу не будет.

В случае самовольного занятия земельного участка, его собственник вправе обратиться в суд с исковым заявлением об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

В качестве ответчика по иску об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения следует указывать лицо, которое незаконно завладело спорным земельным участком. В случае удовлетворения исковых требований ответчик будет обязан совершить действия для устранения нарушения прав истца (освободить земельный участок, демонтировать ограждение, постройки и т.д.).

Ответчик может обратиться в суд со встречным иском о признании права собственности на земельный участок или о признании себя добросовестным приобретателем.

Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть заявлен в суд в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ). Пропуск истцом этого срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.