Обязательно ли регистрировать дом на садовом и дачном участке

Законодательство не обязывает гражданина регистрировать возведенные на садовом и дачном участке постройки. Об обязательстве ставить на учет постройку ничего не сказано ни в Налоговом кодексе, ни в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Построенный, но не зарегистрированный дом или иная постройка, может быть зарегистрирована собственником земельного участка в любое время. Однако гражданин, который эту постройку возвел, но не зарегистрировал права на нее, не будет иметь никаких документов на возведенный объект, а значит, не будет и прав им распоряжаться.

Если право не будет зарегистрировано, то оно считается не возникшим, в этом случае человек не может распорядиться этим объектом, в том числе, продать, подарить, завещать и т.д.

В то же время, пока строение не зарегистрировано, не возникает обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.

Что делать если дом зарегистрирован, но налоговая инспекция не присылает уведомление об уплате налога.

Совсем другое дело, если дом зарегистрирован, налог на него не приходит, а собственник строения спокойно сидит и думает, что это проблемы налоговиков. Это не так.

В случае неполучения налогового уведомления налогоплательщик обязан в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом), сообщить о наличии у него объектов недвижимости. К данному сообщению должны быть приложены копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимости (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Заявление и копии правоустанавливающих документов можно представить в налоговый орган лично или направить по почте заказным письмом.

При невыполнении установленной статьей 23 НК РФ обязанности начиная с 1 января 2017 года при выявлении таких объектов налогообложения налоговыми органами налогоплательщик привлекается к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленного пунктом 3 статьи 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества, по которому не представлено (несвоевременно представлено) сообщение.