Судебная практика по делам о взыскании алиментов

Верховным Судом РФ опубликована судебная практика по делам о взыскании алиментов за 2013 -2014 год. В документе даны пояснения по правильности применения судами норм семейного законодательства по вопросам взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей.

Один из вопросов, который был разъяснен в Обзоре судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015) – ответственность за несвоевременную уплату алиментов.

При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по соглашению об уплате алиментов, виновное лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением (статья 115 Семейного кодекса РФ).

Если задолженность по алиментам образовалась по вине лица, которое должно было их уплачивать, то по решению суда с него может быть взыскана неустойка в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.

При взыскании в судебном порядке неустойки, на основании статьи 115 Семейного кодекса РФ, суды должны руководствоваться разъяснениями пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. N 9.

В разъяснениях указано, что предусмотренная пунктом 2 статьи 115 СК РФ ответственность лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, за несвоевременную уплату алиментов (уплата неустойки, возмещение убытков) наступает в случае образования задолженности по вине плательщика алиментов. Такая ответственность не может быть возложена на плательщика, если задолженность по алиментам образовалась по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, задержкой или неправильным перечислением алиментных сумм банками и т.п.

Разрешая споры об ответственности за несвоевременную уплату алиментов, суды выясняют следующие обстоятельства:

– имеется ли у ответчика задолженность по уплате алиментов,

– причины неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате алиментов,

– наличие либо отсутствие вины ответчика в неуплате или несвоевременной уплате алиментов.

Если вина плательщика алиментов суды в несвоевременной их уплате отсутствует, то суд отказывает в удовлетворении иска о взыскании неустойки.

В качестве примеров в Обзоре судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов приведены следующее дела.

Пример судебной практики:

При рассмотрении мировым судьей Камчатского края дела по иску А.М. к Министерству обороны Российской Федерации и к А.С. о взыскании неустойки за несвоевременную уплату алиментов было установлено, что алименты на ребенка не были уплачены своевременно вследствие утраты исполнительного листа работодателем А.С., обязанным ежемесячно удерживать алименты из денежного довольствия истца. Учитывая отсутствие вины А.С. в несвоевременной выплате алиментов, судья обоснованно отказал в иске А.М. к А.С. о взыскании неустойки.

Этим же решением мирового судьи обоснованно отказано и в удовлетворении требования А.М. к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании неустойки, поскольку неустойка, предусмотренная пунктом 2 статьи 115 СК РФ, является специальной мерой семейно-правовой ответственности и может быть взыскана лишь с лица, обязанного уплачивать алименты.

Если должники по алиментам ссылаются на отсутствие своей вины в неуплате алиментов ввиду отбывания наказания в местах лишения свободы, то суд проверяет, имел ли осужденный возможность в указанный период трудиться.

Пример судебной практики:

Мировой судья Калининградской области взыскал с Б. в пользу взыскателя А. неустойку за период с 19 октября 2010 г. по 11 октября 2013 г. за несвоевременную уплату алиментов на несовершеннолетнего сына.

Суд отклонил доводы ответчика о том, что причина образования задолженности является уважительной, поскольку он отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору суда и в связи с этим не мог работать и выплачивать алименты. Как установлено судом, ответчик в период отбывания наказания привлекался к оплачиваемому труду, однако без уважительных причин от работы отказался. Сам Б. при рассмотрении дела пояснил, что он решил не работать, а получить образование. С учетом установленного суд правильно пришел к выводу о виновном неисполнении ответчиком обязанностей по уплате алиментов. Решение суда в апелляционном порядке не обжаловалось.

Применение статьи 333 Гражданского кодекса РФ при установлении размера неустойки

Как показало обобщение судебной практики, при рассмотрении дел о взыскании неустойки за несвоевременную уплату алиментов, ответчики ссылаются на явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств по своевременной уплате алиментов и просили суд уменьшить размер неустойки, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

По абсолютному большинству дел суды такую позицию признавали несостоятельной и исходили из того, что уменьшение размера неустойки за несвоевременную уплату алиментов, взысканных судом, на основании статьи 333 ГК РФ не допускается.

При этом суды учитывали соответствующие разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., о том, что особенности алиментных обязательств исключают возможность применения статьи 333 ГК РФ к возникающей в соответствии с пунктом 2 статьи 115 СК РФ ответственности должника за их ненадлежащее исполнение.

Неустойка, установленная пунктом 2 статьи 115 СК РФ, является специальной мерой семейно-правовой ответственности, гарантирующей осуществление прав нуждающихся членов семьи на получение содержания, и взыскивается в виде фиксированного размера взимаемых за каждый день просрочки процентов. Уменьшение неустойки положениями статьи 115 СК РФ не предусмотрено.

Снижение размера неустойки по мотиву явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств по своевременной уплате алиментов – не обосновано. Решение суда, которым размер неустойки за несвоевременную уплату алиментов будет уменьшен со ссылкой на статью 333 ГК РФ, может быть оспорен в вышестоящий суд.

Такие судебные постановления отменялись вышестоящими судами в случае их обжалования.

Как рассчитать неустойку за несвоевременную уплату алиментов

При исчислении неустойки за несвоевременную уплату необходимо учитывать, что обязанность по уплате алиментов носит ежемесячный характер, и следовательно, неустойку за неуплату алиментов необходимо определять по каждому просроченному месячному платежу, исходя из суммы этого платежа и количества дней его просрочки, определяемого на день вынесения решения суда о взыскании неустойки.

Взыскание морального вреда за несвоевременную уплату алиментов

Иногда вместе с требованием о взыскании неустойки за невыплату алиментов, заявляется требование о компенсации морального вреда.

Требование о взыскании морального вреда, в данном случае, необоснованно, поскольку действующим Семейным кодексом Российской Федерации не предусмотрена компенсация морального вреда за невыплату алиментов.