Положен ли второму супругу налоговый вычет с покупки квартиры

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, в том числе на приобретение на территории Российской Федерации квартиры.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам).

Согласно пункту 2 статьи 220 НК РФ, имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено статьей 220 Кодекса.

Применение вычетов означает, что часть вашего дохода (в размере вычетов) не будет облагаться НДФЛ.

Право на имущественный вычет возникает начиная с года, в котором:

– в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано ваше право собственности на недвижимость, что подтверждается свидетельством, выданным до 15.07.2016, или выпиской из ЕГРН;

– имеются акт о передаче вам жилья (если приобретена квартира (комната) в строящемся доме) и документы, подтверждающие произведенные расходы на приобретение жилья.

В соответствии со статьями 33 и 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, а законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

В пункте 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации также устанавливается, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Таким образом, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, каждый из супругов имеет право на имущественный налоговый вычет независимо от того, на имя кого из супругов оформлено право собственности на объект недвижимости и платежные документы.

В п. 18 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) (далее – Обзор) указано, что право на имущественный вычет, предусмотренный п.п. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, не зависит от того, на кого из супругов оформлены право собственности на соответствующий объект недвижимости и платежные документы. Оформление права собственности и платежных документов на одного из них не препятствует другому супругу заявить имущественный вычет по п.п. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ.

В пункте 18 Обзора также указано, что статья 220 НК РФ не содержит положений, которые бы ограничивали одного из супругов в праве учесть оставшуюся часть расходов по приобретению жилья при исчислении собственной налоговой базы в том случае, если такие расходы не были учтены при налогообложении доходов другого супруга. Таким образом, если заявленная обоими супругами сумма имущественного вычета в совокупности не превысила предельное значение 2 000 000 рублей, то они оба имею право на получение налогового вычета.

Адвокат Жмурко Светлана Евгеньевна