Рассмотрение наследственного дела в суде

Судебные тяжбы по наследственным делам довольно частое явление. Когда у наследодателя остается имущество, лучше, если недвижимое, то его родственники тут же забывают былые обиды и заявляют о своих правах. По общему правилу, для принятия наследства, нужно обращаться к нотариусу. Но если есть спор, то без суда наследственное дело разрешить не получится.

В суд по наследственному делу чаще всего обращаются со следующими категориями исков:

1. Исковое заявление о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования.
  2. Исковое заявление о признании завещания недействительным;
  3. Исковое заявление о признании недействительной сделки с наследственным имуществом;
  4. Заявление об установлении факта принятия наследства;
  5. Исковое заявление о включении жилого помещения в наследственную массу.

В качестве ответчика по исковому заявлению о признании права собственности в порядке наследования могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица указываются в качестве ответчиков в том случае, если на момент обращения в суд, они уже приняли имущество, например, квартиру, в качестве наследства, а истец хочет оспорить их право.

По заявлению об установлении юридического факта принятия наследства, исковому заявлению о включении имущества в наследственную массу и др. в качестве ответчиков или заинтересованных лиц указываются органы, уполномоченные на совершение определенных действий.

Ответчики, в случае несогласия с исковыми требованиями, вправе представить в суд возражение на исковое заявление или заявить встречный иск.

Обращаясь в суд с исковым заявлением о признании права собственности в порядке наследования, надо помнить о сроке принятия наследства, который составляет 6 месяцев. Это срок с момента смерти наследодателя, в течение которого наследник должен заявить о желании принять наследство или фактически его принять. Следовательно, обращаясь в суд с иском, нужно представить документы из нотариальной конторы, подтверждающие факт обращения с заявлением о принятии наследства или подготовить доказательства о совершении действий, которые свидетельствуют о фактическом принятии наследства.

Суд вправе восстановить пропущенный срок для принятия наследства по заявлению наследника, если он не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил эту дату по другим уважительным причинам.

Для удовлетворения требования о восстановлении срока для принятия наследства необходимо, чтобы обращение наследника в суд произошло в течение 6 (шести) месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Для восстановления пропущенного срока для принятия наследства, нужно подготовить в письменном виде и передать в суд ходатайство о восстановлении срока.