Если посмотреть свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, то в качестве адреса участка, можно увидеть лишь примерный ориентир или адрес, по которому расположено садоводческое товарищество и номер земельного участка.

Почтового адреса, куда могла бы приходить корреспонденция и по которому можно было бы зарегистрироваться по месту жительства, в этом документе нет.
Для того, чтобы земельному участку был присвоен почтовый адрес, нужно обратиться в компетентные органы, и некоторые думают, что таким компетентным органом является председатель товарищества или кооператива или его правление.
Но это является заблуждением и вот почему.

Правление и председатель садоводства и кооператива не могут присвоить почтовый адрес земельному участку
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В силу статьи 20 указанного закона органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

Как указано в статье 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:
1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;
2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;
3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;
4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;
5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;
6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;
7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;
8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;
9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;
11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;
12)утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;
13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;
14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;
15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;
16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”
К компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся:
1) практическое выполнение решений общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных);
2) принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении;
3) оперативное руководство текущей деятельностью такого объединения;
4) составление приходно-расходных смет и отчетов такого объединения, представление их на утверждение общего собрания его членов (собрания уполномоченных);
5) распоряжение материальными и нематериальными активами такого объединения в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности;
6) организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных);
7) организация учета и отчетности такого объединения, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных);
8) организация охраны имущества такого объединения и имущества его членов;
9) организация страхования имущества такого объединения и имущества его членов;
10) организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;
11) приобретение и доставка посадочного материала, садового инвентаря, удобрений, ядохимикатов;
12) обеспечение делопроизводства такого объединения и содержание его архива;
13) прием на работу в такое объединение лиц по трудовым договорам, их увольнение, поощрение и наложение на них взысканий, ведение учета работников;
14) контроль за своевременным внесением вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов;
15) совершение от имени такого объединения сделок;
16) оказание членам такого объединения содействия в безвозмездной передаче сельскохозяйственной продукции детским домам, домам-интернатам для престарелых и инвалидов, дошкольным образовательным учреждениям;
17) осуществление внешнеэкономической деятельности такого объединения;
18) соблюдение таким объединением законодательства Российской Федерации и устава такого объединения;
19) рассмотрение заявлений членов такого объединения.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом такого объединения имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности такого объединения и обеспечения его нормальной работы, за исключением решений, которые касаются вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения к компетенции общего собрания его членов (собрания уполномоченных).

Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения перечислены в статье 23 ФЗ № 66-ФЗ.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что к компетенции органов управления садоводческого некоммерческого товарищества не относится присвоение адреса объекту недвижимости. Данную возможность, органам управления СНТ, не дают и иные Федеральные законы и подзаконные акты.

Закон возлагает обязанность по присвоению адреса объекту недвижимости, изменению адреса объекту недвижимости (земельного участка, домовладения, объекта капитального строительства) на органы местного самоуправления.

Присвоение адреса объекту недвижимости осуществляется на основании административного регламента, разработанного в соответствии с порядком разработки и утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг, в соответствии с постановлением Главы муниципального района, в котором расположен земельный участок.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Таким образом, присвоение адреса земельного участка осуществляется на основании акта органа местного самоуправления.

При этом согласно ч. 2 ст. 15 Закона органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

Кроме того, п. 27 ч. 1 ст. 16 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июня 2007г №221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр вносятся помимо сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе адрес объекта недвижимости.
При отсутствии адреса земельного участка в государственный кадастр недвижимости вносится описание местоположения земельного участка с указанием наименования субъекта Российской Федерации, наименования муниципального образования, населенного пункта и тому подобное.

Согласно ч. 8 ст. 15 Закона о кадастре орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в кадастровые сведения об адресе объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса об описании местоположения объекта недвижимости, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.

В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минюста от 20 февраля 2008г № 35, к числу сведений о земельном участке, которые вносятся в реестр, относится адрес земельного участка.

Пунктом 68 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010г №42 (зарегистрированного в Минюсте РФ №1 марта 2010г, № 16771) указано, что сведения об адресе земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Поскольку садоводческое некоммерческое товарищество не относится к органам местного самоуправления и не вправе выполнять его функции, в том числе по вынесению постановления о присвоении адреса объекту недвижимости для решения этого вопроса следует обращаться в районную администрацию.

В том случае, если на заявление о присвоении почтового адреса земельному участку, будет получен отказ, то его следует оспаривать в судебном порядке, а не обращаться с этим вопросом к председателю товарищества, кооператива или в правление.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: 8(495) 998-58-08

Внимание! Копирование материалов с этого сайта разрешено только при условии указания гиперссылки на https://www.ya-advokat.ru/

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Садоводческие и дачные объединения

Последние публикации в прессе (Все публикации)