Сдача квартиры в наем – ответственность собственника и квартирантов

Собственник квартиры несет ответственность за своих квартирантов в соответствии с нормами ГК РФ и ЖК РФ, а в некоторых случаях, например, за вселение в квартиру лиц без регистрации предусмотрена еще и административная ответственность.

Теперь обо всем по порядку.

1. Договор найма.

Собственник квартиры вправе предоставить ее в пользование гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании.

Чтобы обезопасить себя при сдаче квартиры в наем, надо правильно и подробно составить договор, в котором будут указаны права и обязанности, как собственника, так и нанимателей жилого помещения.

По договору найма квартира временно передается гражданину за вознаграждение для проживания. В договоре найма квартиры необходимо указать существенные условия, то есть те, без которых договор будет считаться незаключенным, а также иные важные условия. К существенным условиям договора, относятся условия о предмете договора, плате за жилое помещение, срок проживания.

Даже если квартиру будут снимать знакомые, никогда не следует исключать риск возникновения конфликтов.

1. Сдача квартиры лицам, не имеющим гражданство РФ.

Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Данная норма содержится в ст. 17 Конституции РФ.

Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения.

Сдавая квартиру лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, надо помнить, что предоставление жилого помещения таким гражданам с нарушением установленного порядка их регистрации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ответственность не возникнет, если жильцы приходятся наймодателю родственниками: супругами, детьми, супругами детей, бабушками, дедушками, внуками, а сам собственник зарегистрирован по месту жительства в сдаваемой квартире.

В настоящее время готовится к внесению в Госдуму РФ законопроект, предусматривающий наказание для собственников квартир, в которых квартиранты занимаются незаконной деятельностью.

1. Что делать, если квартиранты залили соседей.

Собственник квартиры будет нести ответственность за действия своих квартирантов, в том случае, если они залили соседей или в случае пожара, если иное не предусмотреть в договоре найма.

Ведь именно собственник квартиры, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ несет бремя содержания жилого помещения. Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

После того, как ущерб будет оплачен, в регрессном порядке его можно взыскать с квартирантов.

В договоре найма квартиры можно распределить ответственность в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (например, пожара, затопления) и причинения вреда соседям.

1. Налог с дохода от сдачи квартиры в наем.

С доходов, полученных от сдачи квартиры внаем, нужно уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% от полученного дохода. Размер налога рассчитывается на основе подаваемой декларации по форме 3-НДФЛ.