Все, что нужно знать о неустойке по долевому строительству

Застройщик должен уплатить гражданину – участнику долевого строительства неустойку (пени) в следующих случаях:

– если застройщик нарушил сроки передачи дольщику объекта строительства, не согласовав при этом изменение условия договора об участии в долевом строительстве в части сроков сдачи объекта;

– если нарушен согласованный с дольщиком срок устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства, обнаруженных в течение гарантийного срока.

Гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением входящего в его состав технологического и инженерного оборудования, устанавливается договором участия в долевом строительстве и не может быть менее пяти лет.

Размер неустойки (пеней) за нарушение застройщиком срока передачи объекта строительства рассчитывается по формуле:

Размер неустойки = Цена договора x 2 x 1/300 ставки рефинансирования на день исполнения обязательства x Количество дней просрочки.

С 22.06.2020 ключевая ставка (ставка рефинансирования) Банка России составляет 4,5%.

Размер неустойки не может быть уменьшен соглашением сторон. Застройщик освобождается от уплаты неустойки (пеней), если нарушение срока произошло из-за уклонения дольщика от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта строительства.

Размер неустойки (пеней) за нарушение застройщиком срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства определяется по формуле:

Размер неустойки = Стоимость расходов на устранение недостатка (дефекта) (либо стоимость объекта долевого строительства, если выявленные недостатки (дефекты) могут служить основанием для признания его непригодным для проживания) x 1% x Количество дней просрочки.

Неустойка (пени) может быть взыскана как в судебном, так и в досудебном порядке. При этом процедура досудебного урегулирования спора не является обязательной, но может быть предусмотрена договором.

С 03.04.2020 года до 01.01.2021 года не начисляются неустойки (пени) за нарушение сроков внесения платежей по договору, сроков передачи объекта долевого строительства, проценты, подлежащие уплате в случае одностороннего отказа участника строительства от исполнения договора, а также не учитываются убытки, причиненные в указанный период.

Для взыскания с застройщика неустойки, по договору участия в долевом строительстве в досудебном порядке, надо сделать следующее:

1. Подготовить письмо застройщику о добровольной уплате неустойки. Неустойку надо рассчитать самостоятельно.

Кстати, если период просрочки исполнения обязательства возникли расходы на аренду жилья, то застройщик несет обязанность возместить их в полном объеме. Об этом также нужно указать в своем обращении к застройщику.

1. Если застройщик добровольно не уплатит неустойку в указанный в письме срок, то дольщик будет вынужден обратиться за защитой своих прав в суд, что повлечет за собой дополнительные судебные расходы (госпошлину, расходы на оплату услуг адвоката и т.д.), которые взыскиваются с застройщика в случае удовлетворения иска.
  2. К письму нужно приложить копии договора участия в долевом строительстве, копию паспорта дольщика, копию документа, подтверждающего уплату суммы по договору долевого участия в строительстве.
  3. Письменное обращение вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением.
  4. Если в течение указанного в письме срока денежные средства не поступили на счет дольщика, можно обращаться в суд с иском о взыскании неустойки.