За нарушение прав соседей могут выселить из квартиры

Основания для снятия с регистрационного учета предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Принудительное снятие с регистрационного учета осуществляется судом на основании искового заявления.

Разрушение жилого помещения, приведение его в состояние, непригодное для проживания, создание угрозы для жизни или здоровья соседей является основанием для снятия с регистрационного учета.

На основании п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 выселение является крайней мерой ответственности, однако оно возможно при установлении судом факта систематичности противоправных виновных действий со стороны нанимателя и (или) членов его семьи, которые, несмотря на предупреждение наймодателя в любой форме (устной или письменной) о необходимости устранить допущенные нарушения, эти нарушения не устранили.

Так Новосибирский областной суд удовлетворил заявленное исковое требование о выселении ответчика, усмотрев следующее: ответчик в течение длительного времени игнорирует требования наймодателя и соседей по приведению занимаемого им жилого помещения в надлежащее состояние, разрушает жилое помещение, своими действиями нарушает санитарное состояние квартиры, функционирование систем водоснабжения и канализации, создает угрозу безопасности и здоровья граждан.

Материалами дела установлено, что наймодателем неоднократно назначался нанимателю разумный срок для устранения допущенного его действиями разрушения жилого помещения. Из заявлений соседей и показаний свидетеля также следует, что такие предупреждения были объявлены ответчику как письменно, так и устно.

Несмотря на это, изложенные в них требования ответчиком не исполнены до настоящего времени, доказательства принятия требуемых от него мер по выполнению текущего ремонта квартиры, являющегося обязанностью нанимателя, не представлены.

Все эти обстоятельства и явились основанием для выселения ответчика без предоставления ему другого жилого помещения (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 7 мая 2015 г. по делу № 33-3874/2015).

В соответствии с п. 2 ст. 687 ГК РФ договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случаях, в том числе, разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает.

По решению суда нанимателю может быть предоставлен срок не более года для устранения им нарушений, послуживших основанием для расторжения договора найма жилого помещения. Если в течение определенного судом срока наниматель не устранит допущенных нарушений или не примет всех необходимых мер для их устранения, суд по повторному обращению наймодателя принимает решение о расторжении договора найма жилого помещения (абзац 4 пункта 2).

Согласно пункту 4 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации, если наниматель жилого помещения или другие граждане, за действия которых он отвечает, используют жилое помещение не по назначению либо систематически нарушают права и интересы соседей, наймодатель может предупредить нанимателя о необходимости устранения нарушения.

Если наниматель или другие граждане, за действия которых он отвечает, после предупреждения продолжают использовать жилое помещение не по назначению или нарушать права и интересы соседей, наймодатель вправе в судебном порядке расторгнуть договор найма жилого помещения. В этом случае применяются правила, предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации также в случае систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении, допускается в судебном порядке расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения.

Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений.

Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Исковое заявление о снятии с регистрационного учета на основании статьи 91 ЖК РФ, п. 3 части 4 статьи 83, статьи 687 ГК РФ в суд подается наймодателем жилого помещения.