Выход из садоводческого товарищества и заключение договора

Членство в садоводческом товариществе основано на принципе добровольности. Кто хочет, вступает в члены товарищества, кто не хочет – не вступает.

Лишиться членства можно и не по своей воле, когда общее собрание принимает решение об исключении.

Таким образом, в садоводческом некоммерческом товариществе существует две формы ведения садоводства – членство в товариществе и ведение садоводства в индивидуальном порядке.

До 1 января 2019 года права и обязанности садоводческого товарищества и гражданина, ведущего садоводство в индивидуальном порядке, регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ).

В абзаце 1 пункта 2 статьи 8 Закона № 66-ФЗ указано, что гражданин, ведущий садоводство в индивидуальном порядке, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов.

Обязанность по заключению договора лежит как на садоводческом товариществе, так и на садоводе. Заинтересованное в заключении договора лицо, направляет второй стороне свой вариант договора, с предложением (оферта) о его заключении.

Оферта – это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Предложение о заключении договора о порядке пользования объектами инфраструктуры (оферта) должна содержать существенные условия договора.

Чаще всего инициатором заключения договора о порядке пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, некоммерческого товарищества выступает правление. Если по какой-либо причине садоводу – индивидуалу не предложили проект договора, он вправе сам составить свой вариант, и направить его в правление садоводства.

Сторона, получившая проект договора о порядке пользования объектами инфраструктуры, должна внимательно ознакомиться с его условиями, и если условия договора полностью устраивают, подписать его и направить второй стороне.

В случае, если условия договора, не устраивают, необходимо составить протокол разногласий, и направить его второй стороне.

В случае, если договориться не получается, то заключить договор можно в судебном порядке.

Обращаем внимание, что с 1 января 2019 года заключение договоров о порядке пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования не является обязательным. Заключенные ранее договоры о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческих организаций с лицами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке, сохраняют свое действие до 31 декабря 2019 года, если меньший срок не предусмотрен таким договором или соглашением сторон.