Как заставить платить алименты

Оба родителя обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если отношения у родителей нормальные, то они могут заключить между собой соглашение об уплате алиментов, тогда не придется обращаться с иском в суд.

Соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа, и в этом случае не требуется обращения в суд.

В случае, если соглашения об уплате алиментов достигнуть не удалось, а один из родителей не выплачивает содержание на ребенка, то второй родитель либо лицо, его заменяющее, а также органы опеки и попечительства вправе взыскать алименты, обратившись с исковым заявлением в суд.

Взыскание алиментов через суд

Взыскать алименты через суд можно двумя способами:

1. обратившись в суд с заявлением о выдаче судебного приказа
  2. подготовив исковое заявление о взыскании алиментов.

Обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа

В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения;

3) наименование должника, его место жительства, дата и место рождения, место работы (если они известны);

4) требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;

5) документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя;

6) перечень прилагаемых документов.

Судебный приказ выдается по требованию о взыскании алиментов, не связанному с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.

В отличие от рассмотрения дела по исковому заявлению о взыскании алиментов, судебный приказ о выплате алиментов выдается очень быстро – в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Судебный приказ выносится судом без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Судебный приказ одновременно является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Недостатком судебного приказа является то, что его можно без труда отменить.

Для того, чтобы отменить судебный приказ о взыскании алиментов, должник в 10-дневный срок со дня его получения может направить в суд возражения относительно его исполнения. В этом случае придется подавать в суд исковое заявление о взыскании алиментов.

Обращение в суд с исковым заявлением о взыскании алиментов

Если второй из родителей несовершеннолетнего ребенка не хочет добровольно выплачивать алименты, то можно обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании алиментов. Алименты могут быть взысканы в долевом выражении к доходу ответчика или в твердой денежной сумме.

Исковое заявление подается в мировой суд и рассматривается по общим правилам искового производства, с обязательным вызовом сторон, возможностью обжалования решения и т.д.

После принятия судом решения, истец должен получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов.

Обращение в службу судебных приставов

Для исполнения соглашения об уплате алиментов, судебного приказа или исполнительного листа, выданного на основании решения суда по исковому заявлению о взыскании алиментов, нужно обратиться в службу судебных приставов.

Обращение в службу судебных приставов происходит по месту жительства должника.

Чтобы скорее получить причитающуюся денежную сумму, нужно сообщить судебному приставу-исполнителю всю имеющуюся у вас информацию о доходах и имуществе должника, а также о его месте работы.

В том случае, если свое место работы должник по алиментам скрывает, то судебный пристав- исполнитель может выяснить, где он работает, сделав запросы в ИФНС, Пенсионный фонд, в Росреестр, в ГИБДД, в Сберегательный банк, иные банки, где должник предположительно имеет счета.

На бездействие судебного пристава можно подать жалобу в вышестоящую инстанцию службы судебных приставов или в суд.

Что делать, если должник не платит алименты

1. Судебный пристав должен рассчитать сумму задолженности по алиментам. Если должник не работал или отсутствуют документы о заработке должника, задолженность по алиментам рассчитывается исходя из средней заработной платы в РФ, по данным Росстата, на момент взыскания задолженности.

Если доход должника известен, то пристав взыскивает сумму алиментов с этого дохода. В случае недостаточного дохода, судебный пристав может наложить взыскание на имущество должника.

1. Злостного неплательщика алиментов можно лишить родительских прав. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
  1. За несвоевременную уплату алиментов, должник должен уплатить неустойку. В том случае, если было заключено соглашение об уплате алиментов, он несет ответственность в порядке, установленном этим соглашением.

Если должник не выплачивает алименты по решению суда, то ему грозит неустойка в размере 0,5 % от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

Получатель алиментов вправе взыскать с должника алиментов все причиненные просрочкой убытки в части, не покрытой неустойкой.

Требование о взыскании неустойки оформляются исковым заявлением и взыскиваются в судебном порядке.

1. Злостный неплательщик алиментов может быть привлечен к уголовной ответственности и наказан исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.